О проекте
Школа реальных дел (ШРД) – это модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся 7-11 классов школ на основе реальных задач местного сообщества (коммерческих и некоммерческих организаций-работодателей г. Москвы и регионов РФ).
В “Школа реальных дел” сотрудники организаций-работодателей предлагают ребятам конкретные проблемные ситуации (кейсы) из своей собственной профессиональной деятельности. Собираясь в разновозрастные команды по 3-5 человек, учащиеся решают эти кейсы, проходя этапы исследования ситуации, проектирования и создания прототипа решения, а затем представляют свои решения экспертам от организации-работодателя, поставившей задачу. В ходе выполнения проектов и прикладных исследований команды глубоко погружаются в специфику работы организации-работодателя: посещают офис компании, общаются со специалистами, проходят обучение в компании по тематике кейса, работают в тесной связке со взрослыми профессионалами. ШРД позволяет: повысить качество ранних профессиональных проб и уровень профессиональной ориентации в целом, заинтересовать молодежь перспективами работы в своем регионе, повысить уровень освоения учащимися универсальных учебных действий и таких навыков XXI века, как командная работа, коммуникации, критическое мышление, навыки проектирования и прототипирования, актуализировать знания и навыки педагогического состава образовательных учреждений, обеспечить соответствие школьного образования требованиям современных профессиональных сообществ в части навыков, содержания и технологий образования, обеспечить возможность приобретения обучающимися не только теоретических знаний, но и навыков их применения, вовлечь локальные организации-работодатели в сотрудничество с местными образовательными учреждениями, развивать применение педагогических технологий альтернативных фронтальному обучению (например, таких как обучение через действие, проектное обучение, перевернутый класс и др.). Специфика технологии ШРД заключается в том, что процесс работы школьников над проектами и исследованиями максимально приближен к реальному процессу проектирования в среде взрослых профессионалов в таких параметрах, как: 1) работа в разновозрастных командах численностью 3-5 человек, 2) междисциплинарный характер проектов/исследований, 3) освоение новых теоретических знаний и практических навыков исходя из необходимости решения конкретной практической проблемы (обучение через действие, проектное обучение), 4) обязательное прототипирование и апробация прототипа в реальной жизни, 5) долгосрочная работа (5-6 месяцев) с поэтапной промежуточной отчетностью. Таким образом, обеспечивается соответствие тематики школьного проекта/исследования актуальным вопросам науки, промышленности, экономики, социума, а также возможность использования проекта/исследования для социализации и эффективного профессионального самоопределения обучающихся (как социально-профессиональной пробы). Выбор темы проекта/исследования осуществляется каждым обучающимся самостоятельно и свободно в ходе ярмарки проектов (запускающего коллективного мероприятия ШРД) после предварительной подготовки в школе: изучения и проблемных дискуссий по всем предлагаемым темам кейсов, тренингов по навыкам выбирать и критериям выбора, индивидуальных бесед с тьютором/педагогом. Ежегодно на ярмарке проектов ребятам предлагается 50-80 различных кейсов из таких сфер как: IT и телекоммуникации, инженерное дело, экология и энергетика, биотехнологии, СМИ, финансовый сектор, социальная ответственность и благотворительность, управление персоналом, PR/маркетинг, дизайн, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др. Работа над проектами/исследованиями организуется в командах по 3-5 обучающихся. В команде могут быть учащиеся из разных классов и разного возраста. Кураторами команд становятся педагоги-предметники, педагоги элективных профильных курсов или же педагоги дополнительного образования в зависимости от основной предметной области проекта/исследования. Предметом работы куратора команд является создание образовательной среды, где происходит самоопределение членов проектной команды относительно пути решения задачи проекта/исследования, распределения ролей, конструирование и прохождение ими собственной траектории внутри проекта/исследования. Под образовательной средой понимается набор заданий, материалов, проектных подзадач и правила работы с ними, люди, которые входят в эту среду, общие правила организации пространства, различные места вне школы, связанные с проектированием, прототипированием и апробацией проектного решения. Процесс работы над проектом/исследованием, вне зависимости от темы, регулируется едиными стандартами, принятыми в ШРД. Эти стандарты включают в себя основные этапы выполнения проекта/исследования, точки промежуточной отчетности, формат представления результатов, регулярность общения между школьной командой и представителем организации-работодателя. Стандартизация обеспечивает качество и глубину проработки проектов/исследований и соответствие подхода к работе над проектами/исследованиями современным стандартам ведения проектов/исследований в профессиональной среде среди взрослых людей. Данная модель инициативно реализуется базовой школой Программы «Школа нового поколения» - ГБОУ Школа № 2086 - с 2012 г. в формате ежегодного федерального конкурса проектов и прикладных исследований на основе задач работодателей “Школа реальных дел”, который проходит с октября по апрель и заканчивается торжественной защитой работ, где каждая команда получает оценку и обратную связь специалистов организации-работодателя, а победители – призы и награды. В июне ежегодно проводится бизнес-лагерь для команд-победителей. Также проводятся локальные конкурсы “Школа реальных дел” в Усть-Лабинском районе Краснодарского края (с 2014 г.), в г. Братск (с 2015 г.).
Результаты ШРД прошлых лет
1. В 2015/2016 году команды решали кейс, посвященный разработке антивирусного программного обеспечения для «Лаборатории Касперского». Результат работы ребят партнёр пообещал включить в реальный пакет антивирусных программ. Победителями стали ребята из школы 1370. Эта тема тесно связана с направлением их профильных информационно-технологических классов. Благодаря этому кейсу один из ребят смог окончательно определиться с выбором профессии и сейчас учится на 1 курсе технического вуза, а другой, несмотря на то, что полным ходом идет подготовка к ЕГЭ, снова принял участие в ШРД. Теперь уже над задачей разработать мобильное приложение «Тренажёр “Мой город/район” или “Мой город Москва” для Hi-TECH ACADEMY. И снова победа!
2. В 2015/2016 году 46 команд решали кейс города профессий «Кидбург». Победили ребята из Романовской школы с проектом «Океания». По их замыслу, юные посетители в батискафе погружаются на подводное дно и пробуют себя в роли исследователей морских глубин. Такая зона появилась в новом городе профессий в Нижнем Новгороде.
3. Компании "Samsung" и "Embarcadero" в 2015/2016 году предложили ребятам не только обучение программированию на языке Delphi, но и попробовать с его помощью создать настоящий электронный учебник. Было создано сразу несколько работ по темам учебного курса физики, информатики и для начальной школы. Школы уже применяют на занятиях, подготовленные ребятами материалы. А юные разработчики продолжают свою работу и после конкурса.
4. В 20016/2017 году ребята создавали бренд-имидж нового IT-продукта – мессенджера для госслужащего по задаче Госкорпорации «Ростех». Одна из идей положена партнёром в основу своей разработки.
5. В 2016/2017 году великолепных результатов достигли команды по кейсам Autodesk и Академии новых технологий: одна из команд разработала проект гипса, который индивидуально печатается для каждого больного на 3d-принтере и заживление при ношении которого происходит быстрее, чем в обычном гипсе. Сразу несколько ребят приглашены продолжить обучение в Академии новых технологий и им предложено заключить отложенные трудовые договоры.
6. С кейса в ШРД стартовал большой совместный проект ГБОУ Школа 2086 и Экспертно-Консультативного Совета Родительской Общественности при ДОгМ по созданию обучающих пособий для слабовидящих детей с применением 3d-принтеров. В рамках ШРД первые школы ознакомились с проблематикой и по заданию экспертов создали первые пособия, которые в новом учебном году проходят апробацию в ГБОУ СКОШИ № 2.
7. Некоторые именитые компании, такие как Фонд Вторая Жизнь, Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело», Рыбаков фонд и движение Благодарные выпускники, Центр детского и молодежного развития К. О. Т., Бл. фонд Сбербанка "Вклад в будущее", дают ребятам социальные задачи. Основная значимость участия ребят в таких кейсах – развитие гармоничной личности. И, судя по большому количеству команд в этих кейсах, задачи партнёров находят живой отклик у ребят.
Клуб ШРД
Клуб ШРД открыт для школьников и студентов, которые принимали участие в конкурсе, или только задумываются о том, чтобы присоединиться к проекту. В первый год работы клуба было проведено 7 мероприятий (3 профориентационные встречи с топ-менеджерами Базовый Элемент, ПУЧ, Универмаг Цветной. Состоялась экскурсия для наиболее активных команд в музей Центрального телеграфа. Социальный блок был представлен Форумом проектов и Ярмаркой социальных вакансий, а встреча «Мой Start up» запомнилась тем, что ребята в команде создавали свой бизес-проект и защищали его студенту изколледжа индийского инженерного колледжа исключительно на английском языке). Уже в ноябре Клуб ШРД снова гостеприимно распахнет свои двери – с ребятами встретится генеральный директор компании Picaso 3D Андрей Исупов, превративший свое студенческое хобби в успешный высокотехнологичный бизнес.