Руководитель Начальной школы на Университетском, 7 Надежда Николаевна Сидорова - о математической грамотности на основе функционального подхода.

По данным опроса ВЦИОМ за 2024 год, самым полезным школьным предметом 54% россиян считают математику. Почему так важно быть математически грамотным в ХХI веке? Это связано с тем, что при помощи математики мы отвечаем на бытовые вопросы, на вопросы социальной и политической жизни. Математика лежит в основе критического мышления. Без математики не обойтись, если в процессе нужно планировать, рассчитывать траектории и нагрузки для космических аппаратов, оценивать эффективность лекарств, предсказывать поведение ценных бумаг на финансовой бирже, составлять прогнозы погоды, планировать продажи, разрабатывать компьютерные программы и даже писать музыку.
Индикатором качества математической и естественно- научной грамотности является международное исследование TIMSS. По результатам TIMSS 2019 года наши четвероклассники занимают 6 место в рейтинге из 64 стран, а пятнадцатилетние школьники из России занимают место чуть выше среднего. Это говорит о том, что решение конкретных задач в области математики им дается с трудом. Школьники испытывают сложности в овладении смысловым чтением, в решении задач, требующих анализа и обобщения.
Как увлечь математикой, заинтересовать задачами и уравнениями? Один из вариантов привития интереса к математике и развития математической успешности – это функциональный подход в обучении математике. Математику можно использовать как инструмент для решения современных повседневных задач. Дети учатся применять математические правила в контексте планирования бюджета, измерения расстояний или анализа времени. Для того, чтобы математическая грамотность стала функциональной, необходимы новые учебники с обновленным дидактическим учебным материалом. Захватывающие простые и сложные задачи из социальной и повседневной практики необходимо включать в учебный материал каждого урока.
Отдельными сборниками необходимо подготовить диагностический материал для проведения оценочных процедур. В эти сборники нужно включить задачи и задания, связанные с жизненным опытом, чтобы дети смогли понять практическую ценность математики.
Универсальность математических законов, междисциплинарность математики, связь с естественными науками и технологиями помогает школьникам использовать знания по математике для познания окружающего мира. Новый интегрированный курс «Математика в окружающем мире» повышает математическую культуру, помогает интегрировать предметные знания в общие умения в практическую плоскость и делать знания функциональными и нужными.
Актуальность математической грамотности, введение новых предметов - это необходимость для развития инженерно-технического образования в будущем, повышения профессионального роста учителей, создания лабораторных практикумов. В связи с новыми требованиями оснащение школ необходимо актуализировать. Потребуются лаборатории для проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Современному учителю понадобится совершенное владение методиками и технологиями, средствами использования всевозможных математических модулей, умения приложить знания и результаты школьников к реальному миру, к ситуациям повседневной жизни. Самое время обновить профессиональные знания и повысить квалификацию учителя!
Для проработки решений школьного математического и естественно-научного образования в Москве создан экспертный совет, результатами работы которого может воспользоваться каждый московский учитель. Математическая грамотность - необходимость для современной жизни. Математика «ум в порядок приводит», как говорил Ломоносов. А еще открывает дверь практически в любой вуз.