Семь афиш к "Защитнику Седову" 25.10.2014

27 октября в нашей школе состоится встреча с известным режиссером Евгением Цымбалом. На днях ребятам показали его фильм "Защитник Седов".

27 октября в нашей школе состоится встреча с известным режиссером Евгением Цымбалом. На днях ребятам показали его фильм "Защитник Седов". Чтобы школьники смогли лучше понять фильм и беседовать с режиссером, имея не поверхностное впечатление о его творчестве, им предложили... создать афиши для этой кинокартины.

Вел необычное занятие у ребят 8-9 классов преподаватель элективного курса "Проектирование в графическом дизайне и типографике" Михаил Сергеевич Волохов.

- Вы должны понимать, что вас ждет нелегкое дело. Как известно, виды искусства существуют либо во времени - например, музыка или танец, либо в пространстве - скульптура или живопись, - обратился к ученикам Михаил Сергеевич. - Кино - особый вид, оно существует и там, и там. А афиша - только в пространстве. Поэтому нельзя просто взять и перенести сюжет фильма на бумагу, есть определенные ограничения. Создавая афишу, мы должны сделать так, чтобы человек сразу получил общее впечатление о фильме и захотел его посмотреть. Важно помнить, что на картину как произведение живописи мы можем смотреть несколько раз, открывая для себя новые и новые ее стороны, а афиша должна сразу доносить ту информацию, для которой предназначена.

Педагог напомнил ребятам, что в фильм вмонтировано немало документальных кадров. Они органично вплелись в кинокартину за счет ее черно-белой стилистики и оригинальной, под старое кино, озвучки. Этот прием также является языком выражения авторской мысли, и его непременно нужно отразить в афише.

Затем начались нелегкие поиски образа, который будет отражен в афишах. На примере афиш к фильму "Броненосец Потемкин" Михаил Волохов показал ребятам их многообразие: десятки абсолютно разных плакатов для одного и того же фильма. Ребята также увидели, как одна-единственная афиша может дать огромный объем информации: не только название фильма, имя режиссера, год выпуска, но и тематику, место, где происходит действие и прочее.

Путем долгой дискуссии выбрали условные названия для афиш. На самом плакате их быть не должно, но именно эти названия ребята затем брали за основу. Среди них: "Преступление и наказание", "Подождите в коридоре", "Совесть", "Без гнева и пристрастия" и много других..

А потом началась работа: разделившись на семь групп, ребята под руководством кураторов - студентов Михаила Сергеевича - приступили к творчеству.

"Что  Вы ждете от тех афиш, которые получатся?", - спросили мы преподавателя.

- Должна получиться именно афиша, а не что-то другое, - ответил Михаил Сергеевич. - Она должна быть содержательной и соответствовать своей функции: притягивать внимание, давать общее впечатление о фильме, вызывать желание его посмотреть, давать информацию, где и когда это можно сделать. Средства для выражения идей самые простые: краски, клей, бумага, ножницы. Плюс скриншоты - кадры из фильма, выведенные на принтер. Ребята работают не в компьютере, а руками. Для дизайна этого, в общем, достаточно. Уверен, что сама работа и наше обсуждение, предшествующее ей, поможет ребятам осмыслить фильм. Дизайн - это прекрасный способ познания, как и искусство вообще. В искусстве объект познается всесторонне! 

Технические требования к афишам были просты: формат А2, черно-белое изображение плюс один любой цвет. Работа кипела за каждым столом. Кто-то практически сразу начал резать, клеить, закрашивать, кто-то долго думал, раскачивался, собирался с мыслями, а потом старался .уложиться в оставшиеся минуты. А минуты, между тем, пролетели очень быстро, и вот уже настал миг, когда работы были представлены на суд зрителей.

- Мы взяли за основу название "Без гнева и пристрастия", - рассказали ученицы 8 класса Александра Калиниченко, Елизавета Павловская и Марфа Филатова. - Каждая тема уникальна по-своему, но эта тема, на наш взгляд, более нестандартна, она дает интересные возможности выразить свои мысли. Она, с одной стороны, требует четкого выражения, с другой сторон мы добавили креативности, остроты, современности. Острыми углами мы хотели показать постоянное тревожное состояние всех персонажей и всю тревожную атмосферу фильма.   

Выставку, получившуюся из работ, пришли посмотреть десятиклассники. Все вместе ребята обсудили афиши, после чего жюри, состоящее из Михаила Сергеевича Волохова, Натальи Сергеевны Котелкиной и Александра Юрьевича Закуренко, присудило  победу трем плакатам. Были выбраны лучшие афиши в номинациях "Наиболее отвечающий содержанию и разработанный по стилистике фильма", "Наиболее художественно целостный" и "Наиболее афишный". Все три плаката-победителя будут напечатаны.

Лидия Громека

Все фотографии